Новые маршруты в условиях закрытия украинского сухопутного направления и ограничений на отгрузку с российских портов

Казахстан активно развивает транзитный потенциал, чтобы зарабатывать на перевозке грузов из Китая в Европу и Центральную Азию.

Закрытие украинского сухопутного направления и ограничения на отгрузку с российских морских портов заставляют участников логистического рынка адаптироваться и искать новые маршруты. Об этой трансформации рассказал  Шынгыс Тулеушин, генеральный директор компании PTC Cargo, которая специализируется на контейнерных перевозках.

2022 год начался сложно для всей страны. Как ваша компания пережила трагические события января?

– Действительно, январские события сильно повлияли на общественно-политическую и экономическую ситуацию в Казахстане. Многие предприятия и компании столкнулись с ограничениями в работе.

Но на нашу компанию эти события не повлияли. Все дело в специфике отрасли: мы занимаемся транзитом грузов из Китая в Европу через территорию Казахстана, а потому произошедшее на них не влияло. Все запланированные объемы мы выполнили, задержек контейнерных поездов не было, на терминале «Достык» поезда принимались без остановок и задержек.

А что касается экспортных перевозок, то мы их передвинули на некоторое время. К счастью для всех нас, нестабильная ситуация сохранялась не слишком долго, и все объемы были выполнены без значительных задержек для отправителей.

Быстро обострилась ситуация вокруг Украины. Это повлияло на работу вашей компании?

– Здесь я могу отметить два момента – финансовый и логистический.

Первый касается недавнего ослабления курса тенге к иностранным валютам. По направлению «Китай – Европа» основным заказчиком у нас является китайская сторона, а потом все сделки проходят в иностранной валюте. От валютных рисков мы защищены.

Второй момент гораздо шире. Да, в целом сухопутные перевозки по направлению из Китая в Европу не прекращаются. Но есть фактор того, что вблизи маршрута проходят военные действия. Из-за этого клиенты снижают число заказов, и мы видим тренд на снижение их объема. Пока подводить итоги рано, но мы видим снижение в районе 10–15%, и тренд сохраняется.

Подчеркну: все заказы нами исполняются.

Добавились проблемы с портом Калининграда, где раньше грузы перегружались с железной дороги на морские пути на Европу.

У нас были перевозки, которые выполнялись через Украину, но сейчас они прекратились. Из-за этого мы потеряли часть дохода.

Что касается транзита через Россию и Беларусь, то пока перевозки возможны только через Брест и несколько небольших погранпереходов. Калининград, как я сказал чуть раньше, закрыт для нас.

А один Брест выдержит все объемы?

– Скорее всего, нет. Если объемы будут такими же, как в прошлом году, то у нас не будет возможности провести их через Брест.

Поэтому сейчас важная задача: нашей железнодорожной администрации и профильному министерству провести переговоры с «Российскими железными дорогами» о возможности согласовать новые маршруты. Например, отправлять грузы на порты в Прибалтике. Сейчас этот вопрос, насколько мне известно, уже обсуждается.

Прибалтийские порты готовы принимать наши грузы. Недавно это было в очередной раз подтверждено на совещании с участием министра транспорта Латвии. Они выражают готовность принимать грузы, и это возможность для нас сохранить объемы поставок.

Если маршрут пойдет на Прибалтику, то колоссальных изменений по срокам доставки не будет. У них хорошие, современные клиентоориентированные порты с развитыми онлайн-системами.

Как нынешняя ситуация меняет планы вашей компании на 2022 год?

– Мы планировали сделать ставку на украинский маршрут как альтернативу российскому направлению, сделав там собственный сервис для клиентов. К сожалению, пока мы не можем ехать транзитом через Украину, Польшу и далее в Европу.

А потому стараемся искать альтернативы. У России есть ограничения по отправке грузов со своих морских портов. Из-за этого то, что раньше шло по морю, теперь может отправиться по суше. Например, из Сибири теперь отгрузка на Китай может идти через наш терминал «Достык Транс Терминал». Это выгодно и отправителям, и нам.

Становятся лучше перспективы Транскаспийского транспортного маршрута. Уже принимаются меры по увеличению пропускной способности и улучшению сервиса, возможности принять растущий поток.

Насколько мне известно, Казахстан, Азербайджан и Грузия даже планируют создать компанию на государственном уровне, которая займется улучшением маршрута.

Нужно использовать эту возможность: грузы, которые ранее шли через Россию, теперь могут пойти по Транскаспийскому транспортному маршруту, а далее по морю в Европу.

Теперь «мяч» на стороне логистов. Инфраструктура на Украине разрушена и будет долго восстанавливаться, потоки через Беларусь уже загружены. Потому для нас важны новые альтернативные маршруты.

 

Теги: PTCCargo PTCHolding PTC Operator железнаядорога контейнеры логистика поезда станция терминал транзит украина

PTC Operator
в цифрах
15.6 млн тонн объем перевозок за 2022 год
12598 вагонов-цистерн
16 стран география бизнеса
184 количество персонала
Наши компании
PTC Транс
PTC-CA
Petroleum
error: Content is protected !!