PTC Operator: фокус на Закавказье как новом векторе экспорта нефтепродуктов

В Батуми (Грузия) проходит международная конференция на тему: «Транспортировка нефтеналивных грузов через Закавказский транспортный коридор и порты Грузии». Одним из ключевых спикеров мероприятия выступает Дания Нуриддинова, коммерческий директор PTC Operator, накануне она выступила с докладом об актуальной ситуации и перспективах железнодорожного экспорта нефтепродуктов из Казахстана.

«Сегодняшние геополитические и инфраструктурные реалии формируют новые маршруты и новую логику логистических решений. Закавказье становится одним из важнейших направлений для устойчивого и диверсифицированного экспорта казахстанских нефтепродуктов», — подчеркнула в своем выступлении Дания Нуриддинова.

На сегодняшний день PTC Operator является одним из крупных операторов железнодорожного парка в Казахстане и лидером по числу вагонов-цистерн в Центральной Азии. В операционном управлении компании находится 13 400 вагонов, из которых более 12 000 — это нефтеналивные цистерны.

В 2024 году компания перевезла 13,4 млн тонн нефтепродуктов, из которых 12,4 млн тонн — внутри страны, и 659 тыс. тонн — в экспортном сообщении.

Изменение географии экспорта

В связи с санкционными ограничениями со стороны США и ЕС, начиная со второй половины 2023 года, наблюдается резкое снижение объемов поставок через российские порты и стыковые станции с ЕС. Среднегодовой темп падения составил – 44,4%.

В то же время зафиксирован рост интереса к Закавказскому региону, в первую очередь к портам Грузии: Батуми, Поти, Кулеви. Перевозки в этом направлении демонстрируют среднегодовой рост на уровне +40,8%. Рост сохраняется и по направлениям в страны Центральной Азии — +12,5% в год.

«В условиях ограничений на традиционные маршруты, рынку необходима гибкость и скорость в переориентации. Наш опыт показывает: маршрут через Каспий и порты Закавказья — это не временное решение, а перспективный вектор развития логистики на годы вперед», — отметила Дания Нуриддинова.

Изменение структуры экспортных грузопотоков: акценты смещаются

На фоне геополитических и энергетических трансформаций изменилась не только география, но и структура экспортируемых грузов из Казахстана.

С 2022 по 1 квартал 2025 года:

«Нынешняя логистика уже не та, что пять лет назад. Мы наблюдаем явное смещение спроса: растёт значимость сырой нефти, а такие традиционные позиции, как мазут и СУГ, теряют долю. Это требует гибкости от оператора — и точной настройки сервисов под новую номенклатуру грузов», — подчеркнула Дания Нуриддинова.

Вызовы и перспективы: куда движется рынок

В своем выступлении Дания Нуриддинова выделила ключевые вызовы, сдерживающие развитие перевозок нефтепродуктов:

«Мы, как операторы, чувствуем необходимость в системных изменениях: не только в инфраструктуре, но и в регуляторной базе, прозрачности процессов, международной логистической координации», — отметила Нуриддинова.

Что нужно рынку — и от чего зависит его рост

В качестве направлений развития коммерческий директор PTC Operator выделила три основных приоритета:

  1. Развитие новых экспортных маршрутов, особенно в рамках ТМТМ (Транскаспийского маршрута), усиление международного взаимодействия, создание отраслевых альянсов.
  2. Модернизация действующей инфраструктуры — как портовой, так и железнодорожной — с учетом растущих объемов и новых логистических задач.
  3. Актуализация нормативной и законодательной базы: необходимо гармонизировать национальные правила с международными соглашениями и пересмотреть подходы к управлению перевозочным процессом.

«Сейчас идёт глобальное перераспределение грузопотоков. Казахстан и Закавказье могут не просто адаптироваться к новым условиям — они могут стать ядром устойчивой и современной транспортной архитектуры. Но для этого всем участникам рынка нужно двигаться синхронно и стратегически», — заключила Дания Нуриддинова.

Теги: ptcoperator Батуми закавказье логистика нефтеперевозки

PTC Operator
в цифрах
14.8 млн тонн объем перевозок за 2024 год
12510 вагонов-цистерн
16 стран география бизнеса
184 количество персонала
Наши компании
PTC Транс
PTC-CA
Petroleum
error: Content is protected !!